«Вечные войны» homo sovieticus. Рассуждения о нас и нашем сегодняшнем мышлении

«Вечные войны» homo sovieticus. Рассуждения о нас и нашем сегодняшнем мышлении

Известный российский футбольный тренер Леонид Слуцкий, ныне работающий с клубом «Витесс» из города Арнем заявил, что «футбол в Нидерландах - это праздник, там все стараются наслаждаться каждым матчем. А для русских футбол - это война». Со специалистом, который уже полтора года работает в Нидерландах, трудно не согласиться. Но касается ли это только футбола и только России. В подавляющем большинстве постсоветских стран поездка в общественном транспорте, езда на автомобиле, ожидание в очереди, работа, отношение с соседями, повседневный быт – это состояние «вечной войны».

«Мы по-прежнему относимся к виду homo sovieticus, вышедшему из-под опеки Коммунистической партии. Точно так же, как и дети, которые освободились от присутствия родителей в квартире. Мы все еще являемся детьми, которые дорвались до свободы действий и делают сейчас все, что им взбредет в голову». В этих словах известного молдавского режиссера Серджиу Продана тоже есть резон.

Пожалуй, самой главной проблемой советского общества являлась его бездуховность. Как бы ни пыталась советская пропаганда привить людям общечеловеческие ценности, homo sovieticus думал лишь в свою пользу. И частенько врал, лицемерил, притворялся. Разумеется, что демонизировать советские времена могут только недалекие, ограниченные в своем мировоззрении люди. В конце концов, cоветские люди выиграли Великую войну и запустили человека в космос. Но в какой-то момент, как сейчас модно говорить, что-то пошло не так… Быть может тогда, когда уже стало ясно, что коммунизм – это утопия, пропала вера в партию, когда граждане постепенно стали посмеиваться над КПСС и за ее престарелыми вождями.

С развалом СССР, когда на полки и прилавки магазинов хлынул океан заграничной продукции, деидеологизированное общество трансформировалось в общество потребления. Не секрет, что возникновение общества потребления непосредственно связано с увеличением доступности продукта. Стремление населения следовать западным потребительским образцам привело к глубокой ценностной трансформации социума. Обладающее в большинстве своем, мягко говоря, не очень большими фундаментальными знаниями в различных сферах жизнедеятельности население постсоветских стран вот уже два с лишним десятилетия пытается следовать западным потребительским образцам. А присущая раннему капитализму поляризация общества сформировала у большинства населения ощущение недопотребления.

Жители постосветского пространства проходят тот этап развития общества потребления, который в Западной Европе считается завершенным. По мнению экономического обозревателя и публициста Максима Бланта, кризис 2008 года породил сдвиг в массовом сознании на Западе. Люди перестали зацикливаться на собственности, деньги перестали быть самоцелью. Uber и шеринговая экономика предлагают совсем другую бизнес-модель, в основе которой лежит иная идеология и система ценностей. Люди начали осознавать, что для того, чтобы пользоваться автомобилем или домом, их вовсе не обязательно покупать, и перестали это делать.

Получив доступ к обществу потребления, homo sovieticus создал несколько иную идеологию потребления, где до сих пор лучшими вещами являются импортные, где не смена, а накопление является целью приобретения товара.

Cобственно, накопление и является одной из причин нескончаемой «войны» homo sovieticus против самого себя и ближнего своего. Каждый человек обязан урвать от общества столько, сколько он может урвать из своего положения. В зависимости от национальных особенностей, в разных декорациях это происходит практически во всех странах бывшего Союза, исключая, разумеется, Прибалтику. К слову, уровень грамотности среди взрослого населения Эстонии составляет 99,8%, эта бывшая союзная республика признается самым продвинутым цифровым обществом в мире.

Оставим в cторону продвинутость как понятие растяжимое. В конце прошлого века подавляющее большинство азербайджанских родителей мечтали видеть своих детей правоохранителями, в 2000 годах крен сместился в сторону налоговых и особенно таможенных органов. В наши дни в тренде нефтяная сфера. То есть с течением времени в приоритетах направления, дающие как можно большую возможность накопления материальных благ.

Существует мнение, согласно которому следует дожидаться исчезновения homo sovieticus естественным путем. То есть, когда в странах СНГ будут жить только рожденные после 1991 года – настанет совершенно другая реальность.

Гипотеза спорная… С одной стороны, стремление современной молодежи к знаниям, радует. Но глядя как та же самая молодежь, распихивая взрослых стремится опередить их, cадясь в вагон метро, а потом уткнувшись в телефон или учебник английского языка, не уступает места малолетним и беременным женщинам, в радужные перспективы верится с трудом. Где гарантия, что молодежь постсоветских стран не вооружится самыми негативными чертами капиталистического строя, как в свое время их отцы и деды – социалистического?

Любопытно, что homo sovieticus, в свое время вожделевшие свободы от государства, живя в эпоху рыночной экономики все свои неудачи зачастую спихивают именно на государство.

Воспитание, образованность, культура, духовность - вернее их отсутствие, а также то самое ощущение недопотребления вкупе с повышенной самооценкой и порождает «вечные войны» на большей части 1/6 части Земли, население которой никак не может найти себе места в цивилизованном мире.

Э.Меджид

Media.az

 

 

Источник: media.az