Прогнозы со знаком минус: COVID-19 скорректировал мировую экономику - АНАЛИТИКА

Прогнозы со знаком минус: COVID-19 скорректировал мировую экономику - АНАЛИТИКА

Минула первая половина непростого 2020 года и в июле, вроде, все страны и даже международные финансовые институты успели отчитаться о состоянии мировой экономики, и даже поделились прогнозами на ближайшие месяцы.

Интересно, что если еще весной в этих прогнозах все чаще фигурировали предполагаемые данные по 2021 году, то теперь о следующем годе уже говорят значительно меньше. Вернее, говорят с большей осторожностью. Судя по тому, как стремительно менялась ситуация в мире, и как пандемия коронавируса охватывала все новые территории, осаждая, соответственно, экономику той или иной страны, а чаще целых регионов, стало ясно, что даже годовые прогнозы сегодня выглядят очень неубедительными. Настолько далеко заглядывать сложно и опасно, потому как любой неверный прогноз может привести к обратному эффекту.

Что именно говорят ведущие эксперты мира о второй половине 2020 года?

Главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Гита Гопинат, к примеру, считает, что отрицательный рост доходов на душу населения будет зафиксирован в нынешнем году практически во всех странах мира.

Согласно данным июльского бюллетеня "Перспективы развития мировой экономики", к таковым можно отнести более 95% стран. Причем синхронизированный глубокий экономический спад будет наблюдаться как в развитых экономиках, так и на формирующихся рынках. И это при том, что глобальная финансовая поддержка в связи с пандемией коронавируса в настоящее время составляет более 10 триллионов долларов.

Такую сумму денег даже сложно представить, не говоря уже о массе работы, проделанной правительствами разных стран для минимизации последствий коронавируса. Здесь и установка резкого ослабления денежно-кредитной политики, что сказалось на нынешних низких процентных ставках, и масса ликвидности, которую влили в экономику страны и покупка активов. И, вроде бы, в определенных регионах, например, в Европе, стал замечаться некоторый подъем. Но...

Самым главным препятствием для реального, долгосрочного, стабильного роста экономики сегодня является отсутствие того, что экономисты прозвали "медицинским решением" вопроса кризиса. Ясно, что речь идет об отстутствии действенной вакцины (или любого другого лекарства), которая свела бы к минимуму негативные последствия коронавируса. И здесь мы не говорим о людских смертях, хотя беспорно любая жизнь бесценна, а если речь идет о массовом явлении, то этот фактор еще и бьет по трудовым ресурсам, а значит и по экономике.

Мы не говорим, о некоторых наиболее пострадавших сферах, которые практически оказались замороженными - туризм, авиация, сферы досуга и т.д., и их еще придется как-то восстанавливать. Не говорим, о многих других сопутствующих последствиях коронавируса на второстепенные отрасли. Отсутствие "медицинского решения" означает отсутствие четкости прогноза по второй волне коронавируса, то есть о том, будет она, эта вторая волна, или все же людям удастся изобрести нечто такое, что уравняет COVİD-19 с обычной осенне-весенней простудой. Иначе говоря, "медицинское решение" - это отсутсвие того положительного ожидания на котором строится... нет, не экономика (поскольку современная экономика давно базируется не столько на реальном производстве, сколько на ожиданиях того или иного факта, способного воздействовать на экономику), а сами прогнозы.

Таким образом, очевидно, что пока вопрос с коронавирусом не будет решен, говорить о каких-либо реальных прогнозах мировой экономики не приходится, что, впрочем, совершенно не исключает их наличия. Прогнозы все таки есть, а вот их реалистичность...

Например, председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард тоже назвала конкретные цифры. Цепочки поставок в мировой экономике станут короче примерно на 35%, а уровень роботизации увеличится на 70-75%, предрекла она, и привела обоснование: "Переход к новым экономическим моделям будет разрушительным, причем больше всего в первые два года. Очевидно, что будет нанесен удар по занятости и производству, а в дальнейшем мы сможем надеяться на улучшение производительности".

Когда это произойдет? Опять же сложно сказать. Однако глава ЕЦБ считает, что вне зависимости от того, насколько быстро человечество справится с коронавирусом, после этого цепочки поставок товаров в мире станут более короткими, а промышленность - более экологичной, а главное роботизированной, чтобы уменьшить зависимость от фактора человеческих трудовых ресурсов.

Если обобщить вышесказанное, то получим, что из-за пандемии коронавируса плохо сегодня везде и всем. Не зря же известный экономист, глава Сбербанка России Герман Греф сравнил ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции в этой стране с обстоятельствами дефолта 1998 года. А ведь тогда кризис в России был самым масштабным в современной истории.

И в Японии объем промышленного производства в мае этого года упал до самого низкого уровня с января 2013 года под влиянием различных ограничений и сокращения спроса.

Не лучшие свои дни (в чисто экономической стезе) переживает и США. По мнению председателя Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка Джона Уильямса, вроде бы Америка уже прошла низшую точку спада, и экономика в целом начала восстанавливаться, однако перспективы американской экономики в ближайшие месяцы и годы будут зависеть от развития эпидемиологической ситуации в стране, несмотря на активные стимулирующие меры, принятые Федрезервом и властями США.

"Сейчас мы видим, что темпы снятия ограничений замедляются в штатах, где происходит рост числа новых случаев заражения коронавирусом, - заявил Уильямс. - Это важное напоминание о том, что судьба экономики неразрывно связана с эпидемиологической ситуацией. Мощное восстановление экономики требует эффективного сдерживания распространения COVID-19".

Да что там страны? Впервые в современной истории мы видим очевидные примеры сплоченности людей перед угрозой общечеловеческого характера, когда принимаются важнейшие экономические решения, затрагивающие десятки стран.

Так, МВФ в течение последних двух месяцев на фоне глобального экономического кризиса предоставил экстренное финансирование 72 странам. Дошло до того, что директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева сообщила, что на данный момент в распоряжении этой международной структуры остается лишь 75% от общего объема кредитных резервов фонда, составляющих 1 триллион долларов.

А страны G20 в апреле предоставили беднейшим государствам право приостановить выплаты по внешнему суверенному долгу, включая его обслуживание, до конца текущего года. Таким образом, высвободилось более 20 миллиардов долларов, которые тоже должны пойти на борьбу с пандемией.

Впрочем, четкие прогнозы до конца нынешнего и даже по следующему годы все же есть. Тот же МВФ в июньском обзоре мировой экономики спрогнозировал падение до 4,9%.

В свою очередь Международное рейтинговое агентство Fitch (доклад Global Economic Outlook) считает, что падение мирового ВВП в текущем году составит 4,6%.

А Всемирная торговая организация (ВТО), которая так до сих пор не решила проблему с легитимностью своих судей и уже который месяц практически не функционирует в нормальном режиме, предсказывала сокращение во втором квартале 2020 года объема торговли товарами в мире на 18,5%. Сбылся ли этот прогноз пока неизвестно, поскольку новых данных от ВТО не поступало.

Так что до конца года ничего хорошего нас не ждет. Впрочем... глава американской компании Groppe, Long & Littell (GL&L), которого в мире называют гуру нефтяного рынка Генри Гроуб считает, что в конце 2020 года цена барреля нефти достигнет 60-62 долларов. И может для Азербайджана, так сильно зависящего от цен на нефть, это не так уж и плохо?

Источник: ru.oxu.az