Москва активно сопротивляется усилению турецкого фактора на Южном Кавказе - Эксперт

Москва активно сопротивляется усилению турецкого фактора на Южном Кавказе - Эксперт

23 сентяря 2020 года Азербайджанская делегация во главе с председателем Милли Меджлиса Азербайджана Сахибой Гафаровой была направлена в Москву для обсуждения ряда вопросов азербайджано-российских отношений.

Ранее Eurasia Diary сообщал, что в первый день визита Сахиба Гафарова выступая в Совете Федерации Федерального собрания России рассказала о незаконном заселении оккупированного Нагорного Карабаха сирийскими и ливанскими беженцами, что вызывает обеспокоенность.

В рамках визита азербайджанской делегации в Москву прошла встреча азербайджанских чиновников с главой МИД России Сергеем Лавровым и рядом российских депутатов, где также обсуждались пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В связи с данной встречей и результатами переговоров международный информационно-аналитеческий портал Eurasia Diary обратился к российскому политологу Денису Коркодинову.

Российский политолог, отвечая на вопрос о заинтересованности Москвы в решении конфликта, который на протяжении 30 лет не принес никаких плодов, отметил:

"Москва в определении своей политики в отношении урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта исходит из принципа обеспечения регионального паритета, в соответствии с которым ни одна из сторон конфликта не должна иметь исключительные преимущества в использовании военной силы в целях оказания давления на противников. В этой связи, логично то, что Россия заинтересована в сохранении status quo, каким бы несправедливым, с точки зрения Баку, оно не казалось. В свою очередь, российское руководство проявляет беспокойство относительно того, что эскалация противостояния между Арменией и Азербайджаном может послужить катализатором межнациональной розни в пределах России, где в настоящее время проживает более 3 миллионов представителей азербайджанской и около 2 миллионов представителей армянской диаспор. В силу этого, опасения Москвы связаны с тем, что активизация региональной напряженности на Южном Кавказе представляет угрозу для внутренней стабильности российского государства.

Исходя из этого, политика "ни мира, ни войны" представляет собой гарантию национальной безопасности России. Однако, как показывает практика, подобная позиция не способствует разрешению конфликтных ситуаций, а приводит к их развитию в рамках военного сценария. Ведь невозможно бесконечно замалчивать проблему, не разрешая её. Безусловно, Москва уважает территориальную целостность Азербайджана. Об этом и говорил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.

Однако это не свидетельствует о том, что Кремль готов предоставлять официальному Баку карт-бланш на Южном Кавказе, оставляя за собой право быть гарантом региональной стабильности.

Кроме того, Москва не заинтересована в чрезмерном усилении армянского фактора за счет реализации территориальных претензий к Азербайджану. В связи с этим, сейчас Россия вынуждена вести переговоры со всеми участниками конфликта и, в некоторой степени, заигрывать с ними, убеждая их не начинать военные действия друг против друга.

Россия заинтересована в сохранении баланса интересов на Южном Кавказе. Между тем, активное военно-политическое сотрудничество между Баку и Анкарой, а также существующая гонка вооружений вынуждают Москву принимать экстренные меры, направленные на то, чтобы не создавать ни для одной из сторон преимущества в разрешении территориального спора. В частности, если Баку начинает активно закупать наступательные виды вооружения у турецких союзников, это, безусловно, является сигналом о том, что рано или поздно это оружие будет использовано в отношении Армении, что создаст прямую угрозу для российских позиций. Кроме того, создание региональных преимуществ для Азербайджана может иметь неизбежным следствием усиления турецкого фактора на Южном Кавказе, чему Москва активно сопротивляется. Это вынуждает российское руководство восстанавливать баланс сил в регионе за счет усиления военно-стратегического потенциала Армении. При этом, оказывая помощь официальному Еревану, Москва исходит, прежде всего, из собственных интересов обеспечения безопасности. В конце концов, если бы Баку совместно с Анкарой не преследовал цель использовать силу, у России не возникла бы необходимость вооружать Армению, таким образом, отсрочивая реализацию военного сценария в Закавказье".

Он отметил, что армяно-азербайджанская напряженность вынуждает Москву обеспечить сохранение собственного влияния на Южном Кавказе:

"Интерес России, прежде всего, вызван необходимостью обеспечения контроля над маршрутами поставок нефтегазовых ресурсов региона. Помимо прочего, стремление влиять на страны постсоветского пространства обуславливает степень внимания Москвы к происходящим региональным конфликтам.

Между тем, в настоящее время Россия не располагает достаточным инструментарием нивелирования возрастающих тенденций по эскалации напряженности между Баку и Ереваном. Такое положение дел способствовало активному распространению влияния Турции на военно-политическую ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. В этом смысле, российская политика в отношении урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы встречает определённые преграды, что вызывает определённое беспокойство в некоторых башнях Кремля, заинтересованных в бесперебойном транзите нефтегазовых ресурсов Каспия. При этом Москва и Анкара преследуют взаимоисключающие цели на Южном Кавказе: Россия нуждается в сохранении баланса военно-политических сил в регине, тогда как Турция стремится использовать фактор силы для распространения своего влияния, что может привести к разрушению существующего регионального паритета.

Москва позиционирует себя не только в качестве посредника между Арменией и Азербайджаном. На сегодняшний день у России сложилось собственное видение проблемы: это недопущение дальнейшего усиления позиций Турции как страны-участницы Североатлантического альянса в странах постсоветского пространства", - сказал Денис Коркодинов.

Эксперт также сказал, что в последнее время, мы из разных источников зарубежных СМИ наблюдаем картину, что Москва, будучи сторонником придерживающейся позиции мирного урегулирования Нагорно-Карабхского конфликта продолжает поставлять в Армению военную технику, а также проводит различные военные учения, как на территории Армении, так и на своей с участием армянских сил:

"Что касается рынка вооружения, то он является наднациональным, в силу чего ошибочно обвинять Россию в том, что она продаёт оружие Армении. В конце концов, Москва осуществляет поставки оружия и в Азербайджан. В частности, только за последние годы Россия продала Баку 36 единиц тяжёлых огнемётов "Солнцепёк" ТОС-1A, 40 единиц БТР-82А и 800 единиц противотанковой системы "Хризантема". Объём российских военных поставок в Азербайджан в течение последних 10 лет превысил пять миллиардов долларов.

В конце концов, международный рынок вооружений подобен обычному продуктовом рынку, где не может быть товаров только для армян или только для азербайджанцев. Там есть товары для тех, кто в состоянии за них заплатить, независимо от национальной принадлежности продавца или покупателя. Совсем другое дело в том, как приобретённые виды российского оружия могут быть впоследствии использовано. Однако этот вопрос уже находится в сфере ответственности тех государств, которое это оружие покупают.

Кроме того, как я уже отметил выше, Москва заинтересована в сохранении баланса сил на Южном Кавказе. Поэтому она продаёт оружие как Армении, так и Азербайджану, фактически уравновешивая их шансы на достижение регионального преимущества".

Несмотря на это, политолог подчеркнул, что Россия сохраняет дружественные отношения с Баку:

"Не стоит забывать о том, что Москва самостоятельна в выборе партнёров и союзников. И ни одно из государств мира не вправе указывать Кремлю то, с кем ему стоит дружить, а с кем враждовать. Любые попытки стран международного сообщества оказать давление на Россию в данном вопросе следует рассматривать как акт внешнего вмешательства, что совершенно неприемлемо. Поэтому если Москва, наряду с дружбой с Азербайджаном, желает сохранять дружеские отношения с Арменией, то это не может быть предметом дискуссии. В конце концов, Россия - независимое государство, которое имеет абсолютное право на определение круга своих друзей.

Безусловно, Кремль учитывает то, что Баку и Ереван находятся в состоянии конфронтации. Однако это не меняет природу взаимоотношений в диалоге между Россией и странами Южного Кавказа", - подытожил российский политолог.

Садраддин Агджаев

Источник: ednews.net