Байден не спешит портить отношения с Саудовской Аравией наша корреспонденция, haqqin.az из Вашингтона

Байден не спешит портить отношения с Саудовской Аравией наша корреспонденция, haqqin.az из Вашингтона

В конце прошлой недели Белый дом объявил о введении санкций против 76 саудовцев, которые по данным ЦРУ были ответственны за убийство Джамаля Хашогги, известного журналиста, сотрудничавшего, среди прочих СМИ, с Washington Post. Его в 2018 году задушили, расчленили и завернули в ковер на территории консульства Саудовской Аравии в Стамбуле.

Президент Джо Байден после сообщения о санкциях пообещал, что в первый день этой недели будет обнародовано новое заявление о политике США в отношении Саудовской Аравии. Но прошло время, а оно не последовало.

Порвать с Саудовской Аравией, которая в течение десятилетий была стратегическим партером США, их крупнейшим покупателем оружия и щитом в регионе на пути иранской экспансии, Вашингтон также совершенно не заинтересован. В результате он, как ему казалось, нашел «соломоново решение» - ввести санкции против группы поданных королевства и опубликовать прежде засекреченный доклад спецслужб. А в нем США открыто обвиняют правительство союзнической страны.

И вот здесь начинается самое интересное. Сам Мухаммед бин Салман, или МБС, как его от частого цитирования стали называть американские СМИ не попал в санкционный список с именами тех своих соотечественников, кому запрещено въезжать в США.

Понятно, что Байден не хочет ссориться с кронпринцем, который де-факто является правителем Саудовской Аравии. Мухаммеду бин Салману всего 35 лет, и он, если не произойдет никакого форс-мажора, сможет находиться на капитанском мостике еще полвека. В итоге – компромиссное решение, которое Белый дом назвал «рекалибровкой» отношений США с Саудовской Аравией.

Однако такая стратегия вызвала волну возмущения в США.

Но есть немало и тех, кто оправдывает осторожное поведение Байдена. Эксперт Аннели Шлайн из Institute for Responsible Statecraft считает, что линия Белого дома верна, поскольку бин Салман ускорил позитивные экономические и социальные процессы и это нужно поощрять, ибо «в случае дестабилизации саудовское королевство может пойти по пути Ирана с его разрушительной революцией и дальнейшей 40-летней конфронтацией с Америкой».

Причины отказаться от своих обещаний времен предвыборной кампании приводит и президент влиятельного аналитического центра по внешней политике - вашингтонского Атлантического совета Фредерик Кемп. «Если вы хотите проводить сдерживание Ирана, добиться нормализации в отношениях арабов и израильтян, принести хоть какой-то мир в Сирию и Йемен, то вам не обойтись без Эр-Рияда», - говорит он телекомпании CNBC.

Но есть и другие резоны, полагает Кемп. В случае разрыва с Вашингтоном королевство начнет сближаться с Китаем, которого новая администрация Белого дома считает главным противником США, а также перенацелится на покупки оружия из России.

Конечно, предвыборная риторика кандидата в президента и действия действующего лидера - две большие разницы, как говорят в Одессе. Главное, чтобы они не разошлись полностью.

Пока можно сделать лишь два вывода. Осторожные шаги Байдена на Ближнем и Среднем Востоке говорят о том, какова будет вся его внешняя политика. С другой стороны, хотя Байден и объявил, что его приоритетные задачи сугубо внутренние - борьба против пандемии и за восстановление экономики, «неблагодарная» внешняя политика не может отвязаться от основной повестки дня. Байден, который долгие годы был председателем сенатского комитета по международным отношениям имеет шанс показать себя во всей красе.

Источник: haqqin.az