Русские возвращаются в Афганистан спустя 32 года? новая геополитика

Русские возвращаются в Афганистан спустя 32 года? новая геополитика

В американских СМИ на днях была опубликована оценка устойчивости афганского правительства. Из текста внутриведомственного доклада вытекает - правительство Гани продержится около шести месяцев, то есть до марта 2022 года. Вчера, в ходе доклада министра обороны РФ Сергея Шойгу на IX Московской конференции по международной безопасности прозвучало недвусмысленное предложение собрать региональные силы, которые и закроют вакуум после выхода сил НАТО из "сердца" Евразии.

Готовимся к весне 2022 года?

Начнем с тезисов Шойгу:

- после вывода сил НАТО, с высокой вероятностью можно ожидать возобновления гражданской войны со всеми негативными последствиями: дальнейшим ухудшением жизни населения, массовой миграцией, распространением экстремизма на соседние государства;

- необходимо задействовать возможности ШОС, включая Пакистан и Иран. Без взаимодействия с Исламабадом и Тегераном развязать «афганский узел» невозможно;

- в рамках ОДКБ также будут предприняты необходимые шаги по повышению обороноспособности членов организации в новых условиях.

Другими словами, уже сейчас возникает ситуация, при которой даже не планируя "вторжение" в Афганистан, указанным странам по всему периметру границ исламской республики, требуется продумать вопрос своей безопасности.

Вывод американских (и в целом натовских) сил происходит на 32-ой год после вывода Советской армии. Чем заполнить образовавшийся вакуум? Можно ли вернуться в Афганистан, не повторяя ошибок и предательств 30-летней давности?

32 года назад русские покинули Афганистан. Чтобы снова без ошибок вернуться?

Непростая и зыбкая система противовесов между правительством и племенами, руководимыми лидерами Талибан могут быстро рухнуть. Кроме того, активные столкновения внутри Афганистана неминуемо коснутся государств СНГ вдоль всей границы региона, а приток экстремистов извне может породить рассадник "исламистского подполья" далеко за пределами Афганистана.

Коалиция экономического развития

С другой стороны, вокруг Афганистана можно создать пояс партнёрства, координирующий усилия по экономическому развитию региона. В этом сценарии военные силы исполняют роль только в рамках внешней поддержки безопасности и контроля транспортных коридоров.

В новейшей истории, кроме американских инвестиций, пожалуй только советские республики подавали Афганистану серьезный импульс модернизации. Силами СССР в Афганистане было построено 142 предприятия и запланировано строительство ещё одной сотни. Спустя тридцать лет нельзя восстановить прежний экономический профиль, но вывести из депрессии афганскую экономику можно, применив испытанные методы - строительство инфраструктурных объектов: дорог, туннелей, мостов, гидросооружений, промышленных парков. Ожидают развития уже утвержденные совместные проекты - газопровод ТАПИ, линия электропередач CASA-1000 для поставок электричества из Центральной Азии в Афганистан и Пакистан. Возможно строительство трансафганской железной дороги.

ТАПИ, как пояс экономического партнерства

Множество государств, заинтересованных в восстановлении Афганистана, и достаточно лишь посмотреть на профиль торговли республики.

Пять лет назад, доля России от общего импорта Афганистана составляла всего 2%, намного больше, чем доля - США (0,38%), но меньше, чем у основных поставщиков: Иран (22%), Пакистан (17%), Китай (14%), Казахстан (13%), Туркменистан (7,7%).

Крупнейшими импортерами афганской продукции стали: Индия (46%), Пакистан (41%), Иран (3,1%), Ирак (2,1%) и Турция (1,9%). С тех пор пропорции не изменились.

Китай планирует внести заметный вклад в реконструкцию Афганистана. Пекин больше всего интересуют горно-рудные месторождения: хотя разработка второго по величине месторождения меди в мире - Айнак за десять лет так и не продвинулась по разным причинам, но тендер на разработку месторождения был выигран именно китайским концерном за $2,9 млрд.

Как может выглядеть такая проафганская коалиция экономической безопасности?

Комбинированные силы с частными компаниями, которые могли бы выступить гарантами как для талибов, так и для правительства.

Костяк мог бы состоять из сил ШОС, России и Китая (возможно с участием Узбекистана и Казахстана) при плотном взаимодействии с силами Пакистана и Ирана. А также включая Турцию, показавшую возможности успешного взаимодействия с Россией в Сирии. Анкара может стать частью такого альянса, несмотря на участие турецких сил в составе натовской группировки войск в Кабуле. В этом случае, Азербайджан, как и во время американской операции, сыграет весомую роль в транспортном коридоре (Лазуритовый коридор). Причем, вне зависимости от участия Турции, азербайджанский воздушный и наземный коридоры - одни из существенных, с точки зрения транспортировки товаров.

Путин неожиданно подписал залежавшийся с 2003 года в столе соглашение о безопасности с Туркменистаном

Существенную роль будет играть многостороннее взаимодействие Россия-Узбекистан-Таджикистан-Туркменистан-Иран. Интересно, что в этой связке, российская правовая рамка сотрудничества, помимо соглашений в рамках ОДКБ, расширилась и на Туркменистан. В ноябре 2020 года, в свете ускоренных планов вывода американских войск из Афганистана, Путин подписал залежавшийся с 2003 года в «в столе» закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности».

Таким образом, региональная коалиция попечителей экономического развития Афганистана могла бы возникнуть, как комбинация отдельных описанных элементов. А структурой экономической координации могла бы стать международная Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству с Афганистаном, объединяющая участников ШОС, ЕАЭС, СНГ, другие страны.

Афганистан имеет славу "кладбища империй" - последняя война с передышками идёт около 40 лет. Но оставить полыхающий регион на усмотрение дикой стихии – талибов, может поставить под угрозу весь регион. Нужно искать новый баланс сил, экономического поощрения и политического невмешательства.

Источник: haqqin.az