Каковы перспективы сотрудничества в регионе Южного Кавказа? - Мнение экспертов

Каковы перспективы сотрудничества в регионе Южного Кавказа? - Мнение экспертов

Выступая в парламенте, глава МИД Грузии Давид Залкалиани заявил, что страна не примет участия в проекте консультативного регионального механизма "3+3", считая, что он имеет геополитическое значение.
Главной причиной отказа он назвал фактор России. При этом глава внешнеполитического ведомства считает, что альтернативой может стать предложенный Тбилиси формат - платформа трех с участием Грузии, Азербайджана и Армении. Залкалиани пояснил, что в рамках предложенного им формата в основном будут обсуждаться сугубо инфраструктурные вопросы, экономические и транспортные проекты.
Своим мнением относительно причин отказа Грузии от формата "3+3" и перспектив нового формата трех в интервью газете "Каспий" поделились иностранные и отечественные эксперты.
Доктор политических и военных наук, профессор Вахтанг Маисая (Грузия):
Инициатива ради инициативы
- Основная причина отказа, безусловно, Россия, но также в Грузии опасаются тесной дружбы между Москвой и Анкарой. К тому же в предложенном формате "3+3" отсутствуют страны Запада и как следствие, в случае реализации этого формата Грузия остается в одиночестве.
Что же касается варианта Залкалиани, то он был наспех придуман по принципу "инициатива ради инициативы". Поэтому предложение главы МИД Грузии не будет иметь никакого логического продолжения. Это видно по тому, что Азербайджан и Армения согласились участвовать в формате "3+3", и он их устраивает.
А предложенный грузинской стороной формат может устроить Баку и Ереван только в плане решения каких-то небольших, второстепенных вопросов локального масштаба.

К тому же региональные гегемоны в лице России и Турции однозначно будут против реализации грузинского формата сотрудничества, так как их участие в нем не предусмотрено. Да и не позволят они никому без их участия формировать карту региональной безопасности на Южном Кавказе.
Политолог, эксперт по вопросам безопасности Энгин Озер (Турция):
Отсутствие логики
- Отказ Тбилиси вполне понятен, так как с 2008 года между Грузией и Россией отсутствуют дипотношения.
Во-вторых, после распада СССР Грузия взяла курс на интеграцию в евроатлантическое пространство, который лишь усилился после 2008 года. В то же время формат "3+3" направлен на ограничение влияния Запада на Кавказе. Поэтому Тбилиси не будет участвовать в этом формате. Более того, я не вижу в этом логики.
Что касается сотрудничества в новом формате трех, то Грузия и так является посредником между Азербайджаном и Арменией. К тому же главные коммуникации обеих стран проходят через Грузию, которая получается ключевой страной на Южном Кавказе в данный момент.
Тем не менее я не верю в перспективы предложенного Грузией формата трех. И основная проблема заключается в отсутствии идеи, объединяющей все три республики Южного Кавказа: Армения - член ОДКБ, Грузия настроена на евроатлантическую интеграцию, а Азербайджан входит в состав Движения неприсоединения.
Понятно, что после открытия Зангезурского коридора ситуация изменится, так как Грузия перестать выполнять роль хаба и между Тбилиси и Баку возникнет конкуренция. Кроме того, после открытия Зангезурского коридора Грузия утратит свою ценность в глазах России в качестве связующего звена с Арменией, так как российские грузы пойдут в Армению и Турцию через Азербайджан.
Политолог Тофик Аббасов (Азербайджан):
Мечты и реальность
- Отказ Грузии от формата "3+3" связан не только с Россией, но и с теми большими ожиданиями Тбилиси в связи с транзитом больших грузов, идущих со стороны Индии, Персидского залива в сторону Европы. В этом смысле Грузия реально лелеяла мечту, что с помощью Индии, Ирана, Армении будет проложен новый маршрут - как энергетический, так и транспортный. Даже прошли консультации в формате маршрута Тегеран-Баку-Тбилиси-Черное море. Однако правительственные консультации ни к чему конкретному не привели. Поэтому у Грузии своя точка зрения на региональные коммуникации, и Тбилиси давно делает попытки стать важным игроком в регионе, обладающим рычагом воздействия на партнеров.
Однако, как известно, именно Азербайджан в этом отношении обладает преимущественными позициями в регионе. По большей части Грузия зависит от наших энергоносителей, Тбилиси получает большие дивиденды от нашего партнерства. С этой точки зрения формат "3+3" не очень прельщает Тбилиси, хотя тут он повторяет ошибку Еревана, который назло кондуктору идет пешком. Ведь хорошо известно, что сейчас в Грузии туризм хромает, пандемия перечеркивает все планы, связанные с развитием этого сектора грузинской экономики. В итоге вместо того, чтобы осуществлять тонкую дипломатию, Тбилиси идет наперекор объективным тенденциям, при этом даже смирившись с большими издержками.
Не торопиться с выводами
Азербайджан всегда поступал реалистично, показывал свой настрой на сотрудничество, а не на соперничество. Поэтому мне кажется, что Грузия торопится с выводами. Она должна тщательно взвесить все "за" и "против" своей позиции в регионе.
Загонять себя в рамки небольшого периметра - региона Южного Кавказа - недальновидно. Грузии куда выгоднее будет, если она согласится открыть свои порты, коммуникации соседям, той же Турции. То есть Тбилиси должен выработать более здравую позицию.

Источник: ru.oxu.az