Владислав Кондратьев: Зангезурский коридор для всех прикаспийских стран представляет интерес - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ

Владислав Кондратьев: Зангезурский коридор для всех прикаспийских стран представляет интерес - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ<span class="qirmizi"></span>

 

Завершившийся VI Каспийский саммит, в котором приняли участие главы Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, России и Ирана прежде всего запомнился двусторонними встречами между лидерами прикаспийских стран. Кроме того, было подписано коммюнике, в тексте которого говорится о неприсутствии на Каспийском море вооруженных сил других стран. Впрочем, этот пункт был зафиксирован и в Конвенции о статусе Каспия, которую в 2018 году подписали все пять прикаспийских стран, но ратифицировали только четыре государства - Иран до сих пор отказывается выносить этот документ на обсуждение в парламент.

Российский политолог, редактор информационно-аналитического портала "Каспийский вестник" Владислав Кондратьев прокомментировал для Oxu.Az прошедший форум:

- Да, на самом деле нынешняя встреча на высоком уровне отличалась от многих предыдущих. Есть посмотреть на IV саммит в 2014 году, или на V саммит в 2018 году, то там было подписано большое количество документов о сотрудничестве, включая Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Сейчас главной целью было не подписание каких-либо документов о сотрудничестве. Задача была в "сверке часов", учитывая текущую международную ситуацию и геополитические процессы в мире. Лидеры прикаспийских стран встретились, VI саммит запустил новый период развития отношений между странами региона, которые, конечно же основаны на ранее достигнутых договоренностях. Стороны услышали друг друга, в коммюнике подтвердили все принципы, о которых ранее договорились.

Давайте вспомним, что были саммиты, например, в 2002 году в Ашхабаде, когда не подписывались какие-то соглашения, но согласовывались определенные принципы, которые заложили основу для Тегеранской конвенции (2003 год), касающейся охраны окружающей среды. Затем, уже в 2010 году в Баку было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Все это привело и к подписанию Конвенции о правовом статусе Каспия.

Сейчас было много обсуждений о транспортных коммуникациях, о том, что Каспий может стать хабом для коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Все понимают, что не надо концентрироваться на одном направлении, надо развивать многоформатную структуру. Акцентировалось внимание и на том, что все прикаспийские страны ратифицировали соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта - и это наиболее перспективное направление.

- В своем выступлении на саммите Президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что скорейшее вступление в силу документа, который определил правовой статус Каспия, создаст прочную юридическую основу для дальнейшего всестороннего взаимодействия и сотрудничества прикаспийских государств. При этом известно, что Конвенцию не ратифицировал только Иран. Почему?

- Это не секрет и иранская сторона об этом заявляла: есть сложности, связанные с внутриполитическими процессами в ИРИ. В иранском экспертном сообществе считают, что Конвенция о статусе Каспия не в полной мере учитывает интересы Тегерана. Иранцы увязывают ратификацию Конвенции с определением прямых исходных линий. Они важны именно для раздела акватории и дна. На севере Каспия этот вопрос был решен между Азербайджаном, Казахстаном и Россией. Между Казахстаном и Туркменистаном есть соответствующие соглашения. А вот между ИРИ, Туркменистаном и Азербайджаном таких договоренностей нет, поэтому они были вынесены за скобки, этот вопрос должен решаться в рамках двух- и трехсторонних обсуждений. Иран нацелен на то, чтобы достигнуть максимально приемлемого для себя варианта раздела морской акватории. Рабочие группы высокого уровня проводят встречи, я думаю, что приемлемый вариант будет найден - Каспий важен для всех наших государств.

- Вы упомянули и о транспортных коммуникациях. Зангезурский коридор, о котором в Ашхабаде говорил и глава Азербайджана Ильхам Алиев интересен прикаспийским странам?

- Конечно. Зангезурский коридор - это и альтернатива маршруту Баку-Тбилиси-Карс. Он будет проходить чуть южнее, вдоль границы с Ираном и через Армению. Для всех прикаспийских стран он представляет интерес. Казахстан и Туркменистан получат возможность диверсифицировать поставки своих грузов, который пойдут не только через Грузию, но и через Зангезурский коридор. Чем больше маршрутов доставки, тем лучше. Конкуренция всегда способствует развитию. Этот коридор может использовать Иран, который, кстати, активно торгует с Азербайджаном и Арменией. И для России это представляет интерес, особенно сейчас, когда в условиях геополитической турбулентности логистика для РФ на западных границах существенно осложнена.

Наир Алиев

Источник: ru.oxu.az