Грег Саймонс: Стокгольм и Хельсинки должны подчиниться требованиям Турции - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ШВЕЦИИ

Грег Саймонс: Стокгольм и Хельсинки должны подчиниться требованиям Турции - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ШВЕЦИИ<span class="qirmizi"></span>

После того как Турция сняла вето на вступление Швеции и Финляндии в НАТО, состоялось подписания протоколов и начался процесс их ратификации в парламентах стран-участниц Североатлантического альянса. Без этого выступление в НАТО невозможно. И министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу уже сказал, что "настоящее право вето начинается сейчас". По его словам, Стокгольм и Хельсинки должны соблюдать подписанный документ, "иначе мы не примем их в НАТО".

Между тем Швеция уже ответила отказом на требования Турции об экстрадиции курдских террористов. А ведь ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что власти Швеции среди прочего пообещали ему экстрадировать несколько десятков террористов. Кстати говоря, 6 июля Анкара направила Швеции и Финляндии уже письменное требование об экстрадиции членов Рабочей партии Курдистана (РРК) и FETÖ.

Кроме того, и МИД Финляндии заявил, что курдские деятели, если они граждане Финляндии, не будут выданы Турции ни при каких обстоятельствах, даже если Турция считает их террористами.

Возникли вопросы и по самолетам F-16. Президент Реджеп Тайип Эрдоган выразил надежду, что глава США Джо Байден предпримет искренние усилия по обеспечению поставок Турции этих самолетов. Но ряд американских конгрессменов уже выступили против этого.

Вступят ли все-таки Швеция и Финляндия в НАТО? И почему стороны, пописавшие меморандум, так быстро отказываются от своих обещаний? На эти вопросы Oxu.Az отвечает шведский аналитик, профессор, научный сотрудник Института российских и евразийских исследований (IRES) Уппсальского университета Грег Саймонс:

- Присоединение Швеции и Финляндии к НАТО зависит от процесса переговоров с Турцией, которая и является определяющим игроком. На данном этапе до реального вступления этих стран в Североатлантический альянс еще далеко.

- По какой причине?

- Дело в том, что Швеция и Финляндия вряд ли действительно думали о выполнении своих обязательств (перед Турцией). В Стокгольме и Хельсинки считали, что, давая пустые обещания, а затем откладывая их выполнение, они могут как-то выкрутиться. Вероятно, именно этим объясняется поразительное отсутствие прозрачности и подотчетности (я говорю прежде всего о Швеции) процесса подписания протоколов с Турцией. Фактически уже данные Швецией обещания, вероятно, будут крайне непопулярны среди внутренней аудитории.

В сентябре 2022 года в Швеции должны пройти всеобщие выборы. Отсутствие популярности еще больше подорвет доверие к и без того уязвимому правительству во время предвыборной кампании. Кроме того, в отличие от Финляндии, где существует больше консенсуса, общественное мнение Швеции по вопросу о членстве в НАТО крайне разделено, поэтому отменяется даже идея публичного референдума по этому вопросу. Говорят, что это вопрос "национальной безопасности", но это просто нивелирует идею партисипативной демократии (совместной демократии, основанной на личном участии граждан в формировании общественных решений - ред.).

Из-за общественного мнения власти и Швеции, и Финляндии очень ограничены в том, что они могут говорить и делать публично, особенно если речь идет о сохранении "фасада" демократии и защиты прав человека.

- А Турция?

- А вот Турция выступает с позиции силы. Ей не нужно менять свою линию поведения. Так что Швеция и Финляндия должны подчиниться требованиям Турции, если они действительно хотят сейчас вступить в НАТО. Швеция и Финляндия заняли довольно высокомерную позицию. И, в то же время, у них наивный подход к пути членства в НАТО. Хельсинки и Стокгольм почему-то были уверены, что им гарантировано четкое и быстрое вступление. Это и противопоставляет различные цивилизационные стили дипломатии.

Швеция и Финляндия принадлежат к западноцентричному и либеральному строю, они мессианские и идеологические по своему мировоззрению. Они читали лекции таким странам, как Турция, учили их жизни. А теперь они столкнулись с обратной стороной медали, когда "прилетает ответ".

Турция больше придерживается незападноцентричного подхода, хотя и является частью западоцентричных структур, таких как НАТО. У Анкары прагматичный подход к дипломатии, рассматриваемой через призму реализма.

- На ваш взгляд, турецкий парламент одобрит протоколы, Финляндия и Швеция вступят в Североатлантический альянс?

- Я повторюсь - Швеция и Финляндия не получат членства в НАТО до тех пор, пока не будут выполнены условия, выдвинутые Турцией, и на которые согласились Стокгольм и Хельсинки.

Учитывая нынешнее состояние глобальной геополитической трансформации, Запад понимает, что ему очень нужны источники жесткой силы. Геополитическое положение Турции очень важно в любых возможных будущих крупномасштабных конфликтах, так что США и НАТО должны очень внимательно следить за своими действиями, которые могут привести к отчуждению Турции. Последствия ухода Турции станут сильной головной болью. Впрочем, Вашингтон и Брюссель ведет себя относительно спокойно.

Односторонние действия США в глобальной войне с терроризмом (особенно в Ираке) и "арабской весне" (особенно в Сирии) привели к тому, что Анкара заняла гораздо более независимую и напористую позицию во внешней политике, да и в вопросах безопасности. И сейчас все козырные карты в руках у Турции.

Наир Алиев

Источник: ru.oxu.az