Историческое решение Турции: операция «Родник мира» меняет соотношение сил

Историческое решение Турции: операция «Родник мира» меняет соотношение сил

Баку, 22 октября, АЗЕРТАДЖ

Решение Президента США Дональда Трампа быстро вывести американские войска с севера Сирии вызвало широкий резонанс во всем мире. Подходы к этому решению разные. Кто-то был против, а кто-то его поддерживал. Кое-кто даже осудил Д.Трампа за отсутствие гордости. Особенно недовольны некоторые круги в Пентагоне. Здесь считают, что нужно было оказать сопротивление Турции. Но это было бы нелогичным и нерациональным решением, поскольку казалось немыслимым, что в жизненно важном для Турции вопросе ее союзник будет противиться и поддержит незаконные военные группировки. По этой причине эксперты считают, что Америка не будет стоять на пути у Анкары. В то же время нельзя отрицать, что Турция взяла на себя тяжелую работу, потому что ей фактически придется сражаться с хорошо вооруженной группировкой из 110 000 человек. К ним следует также добавить ловушки, которые будут время от времени строиться. Возможно, эта операция будет затяжной. Но у Анкары нет другого выбора. Если Турция не победит в этой войне, она не сможет занять свое достойное место в новом мировом порядке, а народы региона, включая курдов, длительное время будут перед рисками. На фоне подобных факторов мы видим необходимость подробнее остановиться на геополитическом аспекте операции «Родник мира» («Barış pınarı») против террористических организаций РПК/YPG и ИГИЛ к востоку от реки Евфрат.

Решительный шаг: вынужденный выбор Анкары

Сирийская политика Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана потрясла весь мир в подлинном смысле этого слова. Анкара подтвердила свою решимость обезвредить террористические группировки в Сирии. Вслед за этим она также выразила готовность начать военные действия на севере Сирии. А после телефонного разговора с Дональдом Трампом вечером 7 октября СМИ распространили сенсационное сообщение: США выводят своих солдат из Сирии. Было распространено и видео, подтверждающее сказанное. Очевидно, что Р.Т.Эрдогану удалось убедить Д.Трампа в том, что Турция полна решимости приступить к военным операциям в Сирии.

На деле процесс шел уже два года. Анкара пыталась довести как до Америки, так и до России, что она вынуждена приступить к проведению военной операции в Сирии. Но никто из них не воспринял это раньше. Американцы вооружили РПК/YPG, в то время как Россия еще более усилила режим Башара Асада. Силы, верные Дамаску, атаковали в этом году Идлиб при активной поддержке России и Ирана. Но выяснилось, что постепенное продвижение шаг за шагом было бы дорогостоящей победой, которая также находится под сомнением. Было очевидно, что без Турции решить вопрос невозможно.

Этот момент наиболее наглядно проявился на встречах Эрдоган-Путин. Президент Турции открыто и твердо заявил, что проводить военные операции на севере Сирии придется. Это необходимо для обеспечения их собственной безопасности и обеспечения нормальной жизни народов, проживающих в этом регионе, – арабов, курдов и туркменов. Следует отметить, что Россия наиболее глубже понимала озабоченность Турции. Президент России подчеркнул, что Турция требует свое естественное право, но, как условие, и территориальная целостность Сирии не должна быть нарушена. Конечно, это – условие, полностью принимаемое Анкарой, поскольку Турция наиболее заинтересована в территориальной целостности Сирии.

Интересной была реакция Ирана. Если мы рассмотрим заявление министра иностранных дел Мухаммеда Джавада Зарифа, то заметим, что Тегеран против этого шага турецкой армии. Но Иран признает и то, что Турция имеет право бороться с терроризмом. Похоже, чтобы не затмевать проводимую в течение многих лет сирийскую политику, Тегеран на словах выступил против шага Анкары, а на деле помешать ей не может.

На фоне сказанного решение Д.Трампа, несмотря на обвинения, представляется правильным со стратегической точки зрения. Ведь, если бы Америка была против «Родника мира», она проиграла бы свое геополитическое положение. Во-первых, она потеряла бы такого сильного союзника, как Турция, что серьезно подорвало бы геополитический потенциал США на Ближнем Востоке. Во-вторых, США были бы признаны государством, поддерживающим террористические группы и сепаратизм на Ближнем Востоке. В-третьих, США оказались бы втянуты в затяжную войну. Эти моменты, конечно же, не соответствуют стратегическим интересам США. А то, что ряд официальных лиц США назвали решение Д.Трампа трагедией, имеет своей причиной эмоциональное отношение к вопросу и нежелание воспринимать Турцию всерьез.

По-видимому, противоречия в информации, распространенной Д.Трампом, и чрезмерная эмоциональность тоже связаны с этими вопросами. Американцы не могут смириться с тем, что отступили перед турецким солдатом. Но на самом деле Д.Трамп спас их от возможной беды. С этой точки зрения вызывает сожаление и тот факт, что американские СМИ пытаются эмоционально донести происходящее. Иногда они допускают простую алогичность. Например, официальный представитель Пентагона якобы заявил, что, если турецкая армия войдет в северную часть Сирии и Сирийские Демократические Силы потеряет контроль над тысячами находящихся в ее руках бойцов ИГИЛ, то ситуация еще более ухудшится. Иными словами, турецкая армия не сможет контролировать несколько тысяч боевиков ИГИЛ? Если СДС настолько сильно, то оно вообще не может проиграть турецкой армии, но если и проиграет, то боевикам ИГИЛ не убежать от мехметчи.

Геополитические условия: во имя стабильности и безопасности

Конечно, это лишь некоторые из примитивных оправданий, которые служат сокрытию реалий. Дело в том, что, если начнутся военные операции и турецкая армия добьется успеха, об американской помощи террористам на протяжении многих лет будет известно во всем мире. Ключевые цели, стоящие за политикой Вашингтона на Ближнем Востоке, будут раскрыты. А заявления террористов смогут пролить свет на многие процессы.

При подходе к решению турецкого руководства в геополитическом контексте мы видим, что сделан очень важный шаг. Турция, как заявляют многие эксперты, фактически вмешивается в существующую геополитическую динамику. Страны разных регионов мира, получающие геополитические дивиденды в Сирии, пытались игнорировать Анкару. Турция разрушает это необоснованное отношение.

Турецкое государство доказывает, что терроризму на Ближнем Востоке никогда не будет места. Расположенные здесь государства способны защитить себя. Посмотрите, есть ли другое государство в регионе, кроме Турции, способное выполнять эту функцию? Все они заняты делами, не совестимыми с международным правом. Только Турция терпеливо сделала шаг, соблюдая справедливость, международное право, права человека и интересы народов региона. Иногда Анкару критиковали как внутри, так и извне за ее медлительность. Однако Турция поступала и поступает в соответствии со своими глубокими политическими традициями и философией государственности.

С этой точки зрения тот факт, что некоторые оппозиционные политические силы поддержали Р.Т.Эрдогана, – событие позитивное. Например, в ответ на шаги Америки Мерал Акшенар счел необходимым ввести турецкую армию в северную часть Сирии. Общество в целом поддерживает армию. Лагерь PНП также выразил протест против угроз Д.Трампа, заявив, что независимая Турция – страна, принимающая решения суверенно. А это означает поддержку «Родника мира». Интересно отметить, что Камал Киличдароглу также прокомментировал документ по продвижению в Сирию и Ирак словами «с болью в душе будем говорить «да»». Известные люди один за другим посылают сообщения поддержки.

Наряду со сказанным, Турция преграждает путь квазигосударству, основывающемуся на философии терроризма и представляющему серьезную угрозу для региона. Согласно статистическим данным, в рядах СДС около 110 тыс. вооруженных людей. Они оснащены современным оружием и разведтехникой. Д.Трамп заявил и о том, что ответственность лежит на Турции, России, Иране, курдах (как он сказал) и Ираке.

Удар, нанесенный турецкими истребителями в ночь на 8 октября по объектам террористов, эксперты назвали «первой страницей движения». СМИ сообщают, что террористы уже оставили некоторые свои позиции. Есть также сообщения о том, что местные жители покидают места, где будут проходить военные операции. Но, что происходит на самом деле, точно не известно. В любом случае вышеупомянутые процессы позволяют нам предположить, что военное вмешательство на севере Сирии вскоре получит широкий размах.

Интересно, что реакции Дамаска на все происходящее почти нет. Кое-кто связывает это с существующим между Турцией и Сирией соглашением. Иными словами, турки уничтожают вооруженных радикалов, представляющих угрозу для Сирии, потому что США категорически не согласны, чтобы это сделала сама Сирия. Дамаск может сделать это по праву, согласно Аданскому договору. На следующем этапе стороны урегулируют вопрос по данной территории путем переговоров. Но миллионы сирийцев, покинувших регион, должны вернуться в свои края. Все это осуществляется при сохранении унитарного государственного устройства Сирии. Это приведет к результату, удовлетворяющему обе стороны.

Таким образом, Турция готовится сделать исторический шаг. Этот шаг может решить геополитическую судьбу Ближнего Востока в целом. Устремления тех, кто пытается отодвинуть турецкий фактор на Ближнем Востоке на задний план, терпят крах. Справедливость должна восторжествовать!

Newtimes.az

Источник: azertag.az