Порт в Бандер-Аббасе после произошедшего там взрыва горит, пожар усиливается. Идет эвакуация всех населенных пунктов в радиусе 20 километров. Сообщается о 14 погибших и более чем 700 раненных. Причем, это не окончательные цифры.
В Иране есть четыре объекта, вообще не имеющих отношения к ядерной программе, уничтожение которых, то ли в результате бомбардировки, то ли в результате техногенной катастрофы, может просто ввергнуть иранскую экономику в состояние коллапса.

Один из них порт Шахид Раджаи, расположенный в 23 километрах к западу от Бендер-Аббаса, столицы иранской провинции Хормозган. Единственный в Иране глубоководный, единственный выход в мировой океан, огромная часть экспорта и почти весь импорт идут через него. Порт обрабатывает около 80 миллионов тонн товаров в год, иными словами – это главные морские торговые ворота Ирана. Сейчас этот порт практически парализован, пожар тушению не поддается. И, видимо, придется ждать, пока само не выгорит.
Причем, горит что-то ужасно ядовитое, из-за чего меры безопасности предпринимаются почти, как при химической атаке. Министерство здравоохранения Ирана объявило чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения в Бандар-Аббасе после взрыва в порту Шахид Раджаи, предупредив о распространении опасных веществ, включая «аммиак, диоксид серы и диоксид азота».
Местные спасатели настоятельно рекомендуют жителям оставаться в помещениях, избегать мероприятий на открытом воздухе и держать окна закрытыми. А уязвимым группам населения - включая людей с респираторными или сердечными заболеваниями, детей, беременных и пожилых - рекомендуют носить маски N95 или и использовать защитную одежду.

Государственное телевидение Ирана заявило, что «халатность при обращении с легковоспламеняющимися материалами стала фактором, способствовавшим взрыву».
Взорвался перхлорат натрия, основной ингредиент твердого топлива для ракет, поставленный из Китая. Причем, как сообщают источники, взрывы произошли сразу в нескольких местах, что, в общем-то, и неудивительно – иранцы рассредоточили китайский груз сразу в нескольких местах, надеясь тем самым замаскировать понадежнее.
И хотя за основную иранскими властями принята версия о «халатности» - на самом деле исключать ничего нельзя. И сварочные работы, и курение, там, где не положено, и диверсию. В Штатах в 1988 году, например, в Неваде на заводе, где делали перхлорат аммония, решили проводить сварочные работы прямо на складе готовой продукции. Ударило так, что в соседней Калифорнии зафиксировали 4-балльное землетрясение. Дураки порой опаснее диверсантов.

Нынешняя техногенная катастрофа в порту Бандар-Аббас сразу вызывает аналогии со взрывами в порту Бейрута в 2020 году. С той лишь разницей, что в Бейруте произошло случайное возгорание и потом взрыв химикатов, а в Бандар-Аббасе случайные возгорания случились сразу в нескольких местах. И еще до конца неизвестно, где они еще могут произойти в результате цепной реакции.
Если порт сгорит, а скорее всего так и будет, уж слишком велика площадь, охваченная пожаром, то у Ирана возникнут большие проблемы. Его морские торговые ворота окажутся на время закрыты, и это - не считая прямого ущерба от уничтоженных в порту грузов, ка поступивших в Иран, так и приготовленных к оправке из него.
Достаточно неприятный сюрприз для Тегерана в свете его переговоров с США, показывающий уязвимость иранцев. Теперь американцы вполне могут использовать на переговорах - которые, кстати, идут без особых прорывов, вопреки тому, что заявляет администрация Трампа – следующий аргумент: «Ваша экономика держится на нескольких ниточках, которые мы можем в любой момент перерезать».
И возразить иранцам на это – нечего. Таким образом трагедия в Бендер-Аббасе из техногенной катастрофы приобретает себе вполне геополитический резонанс. Поскольку наглядно демонстрирует – даже техногенная катастрофа такого масштаба может стать той соломинкой, которая переломит спину иранскому экономическому верблюду.
Источник: haqqin.az